ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

(Семейные психологи КУЗНЕЦОВА И.А., САХАРОВА Е.В.)

 

В последние годы значительно возросло количество обращений за психологической помощью, что, по нашему мнению, говорит о повышении психологической грамотности населения, а также об информированности людей о возможных способах разрешения проблемных ситуаций.

 

Обычно семья приходит на консультацию с проблемой, связанной с ребенком. Это могут быть трудности в обучении, в поведении, проблемы со здоровьем, с общением и т.д. Для консультантов эта проблема является первичной. То есть мы с самого начала стремимся расширить представления о том, в чем именно состоит проблемная ситуация, и почему семья обратилась за консультацией именно в данный момент.

 

Родители предъявляют симптом ребенка, бывает, что и не один, и часто отрицают существование любых сложностей в сфере супружеских взаимоотношений. В ходе консультирования выясняется, что этот симптом является стабилизатором семейной системы. Стабилизаторами может быть, в принципе, что угодно: измены, детский энурез, болезни, девиантное поведение ребенка и многое другое.

 

Свои стабилизаторы существуют, как в дисфункциональной, так и в функциональной семье. Стабилизаторы в функциональной семье - общее место проживания, общие деньги, общие развлечения, интерес друг к другу, выполнение общих дел. В дисфункциональной семье - дети, болезни, нарушения поведения (Варга А.Я., 2001).

 

Иногда после индивидуального консультирования, один ребенок в семье прекращает демонстрировать проблемное поведение, передавая «эстафету» другому члену семьи, который может, к примеру, начать болеть или у него появляется какой-то другой симптом.

 

Видя такую закономерность, мы пришли к выводу о необходимости использования именно семейного консультирования с привлечением как можно большего числа членов семьи.

 

Семейную систему можно рассматривать как единое образование, совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих единое целое и обладающее определенной структурой. Изменение в одной ее части приведет к изменениям во всей системе, что в итоге даст более стабильный результат психологической работы.

 

Ни один из симптомов не является главным или наиболее значимым в семейной системе. Мамина депрессия или папин алкоголизм ничем не «лучше» и не «хуже», чем неуспеваемость или агрессивность ребенка.

 

Многие родители считают, что их сложные супружеские взаимоотношения никак не влияют на детей. Мы разрушаем эту родительскую иллюзию, говоря им о том, что «В горячем котле нет холодного места». Любой симптом отражает дисфункцию отношений в семье.

 

Большое количество семей, находящихся на сопровождении, явилось поводом для создания тренинговой группы по гармонизации семейных взаимоотношений. Многие семьи, участвовавшие в этой работе по окончании тренинга, завершили процесс консультирования, так как большинство заявленных проблем были решены в ходе групповой работы. По словам участников, подобная работа «заменяет десяток консультаций».

 

В тренинге участвовали как отдельные члены семей, так и супружеские пары. Возраст участников от 25 до 46 лет.

 

Когда мы собрались на нашу первую встречу, уровень напряженности намного превосходил простой социальный дискомфорт. В воздухе ощущались вопросы: «Могу ли я доверять всем присутствующим?», «Что вы собираетесь делать с нами?», «Как далеко мы будем в состоянии идти вместе?», «До какой степени нужно открываться незнакомым людям?» - и тому подобное. Мы дали членам группы представление о том, как мы действуем и чего ждем от них, установили те условия и параметры, по которым мы будем вместе взаимодействовать и общаться.

 

Нами были обсуждены правила групповой работы, особенно принцип конфиденциальности, как основное условие создания атмосферы психологической без­опасности и самораскрытия. Мы старались донести до членов группы наше убеждение в том, что их готовность предъявить свою боль очень существенна для успешного результата групповой работы.

 

Работа в группе дала возможность проанализировать свою сегодняшнюю ситуацию, отношения с членами семьи и, может быть, остановить порочный конвейер деструктивных семейных взаимоотношений, передающихся из поколения в поколение. Работа включала теоретические и практические блоки.

 

Участники смогли рассмотреть семейные границы, как один из важных параметров семейной структуры. В любой семейной системе существуют альянсы между членами семьи. Однако, существуют ситуации, когда альянсы носят дезадаптивный характер. Это касается случаев, когда двое объединяются против третьего. Тогда альянсы принимают форму коалиций по принципу «против кого дружим?».

 

В процессе работы была возможность оценить степень эмоциональной близости между членами семьи, проанализировать семейную иерархию, гибкость или ригидность семейных правил. Было уделено внимание семейным мифам - определенным неосознаваемым соглашениям между членами семьи, поддерживающим семейное единство и определяющим характер коммуникаций.

 

Наиболее эмоционально значимой частью работы было построение «Семейных скульптур» (Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф., 2006). Данная техника широко используется в семейном консультировании как метод диагностики и коррекции семейной системы. В частности, проведение техники «Семейная скульптура» позволяет определить место индивида во внутрисемейной системе взаимоот­ношений, оценить степень психологической близости между членами семьи, выявить наличие структурных дисфункций (коалиции, нарушения иерархии), определить основные зоны конфликта.

 

Суть данной техники заключается в том, что пространственное расположе­ние людей (членов семьи) и объектов как результат процесса скульптурирования указывает на основные особенности структуры семьи и внутрисемейных взаимоотношений «с точки зрения архитектора» (члена семьи, создающего скульптуру семьи). Таким образом, каждый член семьи создает пространствен­ную репрезентацию семейной системы — «живой портрет» семьи, располагая в пространстве своих родственников (или их «заместителей» из числа членов группы) согласно собственным представлениям о сложившейся в ней ситуации.

 

Несомненным достоинством техники «Семейная скульптура» является ее невербальный характер, что позволяет снизить уровень сопротивления и уйти от излишней интеллектуализации и взаимных обвинений в обсуждении про­блемной ситуации в процессе психологической работы.

 

В составе группы была семейная пара. Назовем их Ольга – домохозяйка (39 лет) и Сергей - бизнесмен (44 года). Имена и некоторые факты их биографии изменены. За психологической помощью они обратились по поводу воровства, в котором был замечен их 10 летний сын Саша. Сложности с сыном довольно быстро «связались» с проявлениями их супружеского кризиса (11 лет в браке).

 

Для группы была очень полезна их работа в семейной скульптуре, так как понимание анализируемой ситуации было близко для многих участников. Взаимная «неверность» папы, «влюбившегося» в работу, и мамы, полностью ушедшей в уход за ребенком, очень распространена. Важно помочь супругам понять, что существует много путей удаления друг от друга. Мы хотели, чтобы они осознали то, что значимый вклад в любую сферу деятельности может «уводить» жизненную энергию из супружества.

 

Обычный сценарий такой обоюдной неверности развивается следующим образом. На последних сроках беременности и после рождения малыша мама очень сильно связана с ребенком. Она и ребенок становится единым целым, тогда как отец оказывается на значительном удалении. Чувствуя себя отвергнутым и покинутым, он может искать любви где-нибудь на стороне. Есть риск, что он начнет слишком много сил вкладывать в свою работу, хобби, друзей, машину, любовницу и т.д. Лишь немногие мужчины способны в этой ситуации подождать, пока симбиоз «мать-младенец» ослабеет, и отец сможет «протиснуться» между ними. Когда ребенок немного подрос, родителям очень важно снова установить прочные супружеские взаимоотношения, но уже в присутствии ребенка.

 

В описываемой нами паре данный процесс не был завершен, что повлекло за собой практически полное разрушение супружеских отношений. У матери с сыном продолжалась симбиотическая связь, несмотря на возраст мальчика (10 лет). Супруги видели себя только в роли родителей.

 

Во время тренинга Ольге и Сергею удалось увидеть взаимную заботу и любовь, которая существует между ними. Они смогли начать общаться друг с другом по-человечески, а не как с ролевыми функциями. Им удалось понять, что невозможно прожить жизнь вместе, ничего не вкладывая во взаимоотношения, и не включаясь друг в друга эмоционально. Эмоциональная близость представляет собой не единичное событие, а процесс, который обусловлен достаточным уровнем безопасности для обоих супругов.

 

По прошествии двух месяцев после тренинга по гармонизации семейных взаимоотношений можно говорить о положительных изменениях в семьях участников.

 

У описываемой нами пары восстановились супружеские и интимные взаимоотношения, возникло чувство спокойствия и умиротворенности. Супругам теперь не было страшно оставаться наедине друг с другом. Растущее чувство свободы и смелость членов семьи поражали. Они смогли открыто обсуждать, то о чем долго молчали, надеясь на то, что партнер сам догадается о потребностях и чувствах другого. У их сына Саши прекратились поведенческие отклонения и наладился более теплый контакт с родителями.

 

У одной из участниц 40 лет исчезли проявления острых астматических приступов, в данный момент заболевание находится в стадии ремиссии.

 

Молодая женщина 28 лет, смогла прекратить тяготившие ее уже много лет взаимоотношения с гражданским мужем.

 

По окончании консультирования или групповой работы в области семейных взаимоотношений не всегда присутствует сиюминутный результат. Основная работа членов группы выполняется в их реальной семейной жизни, и психологические изменения могут иметь отсроченный эффект.

 

Опубликовано: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 12. Материалы к региональной научно-практической конференции. – СПб.: СПбАППО, 2008, С.88-91.

 

СЕКРЕТЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ  ВЫ МОЖЕТЕ УЗНАТЬ  В НАШЕМ 

БЕСПЛАТНОМ КУРСЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"7 СЕКРЕТОВ ДЛЯ МУДРЫХ РОДИТЕЛЕЙ или КАК СПРАВИТЬСЯ С ДЕТСКИМ  

НЕПОСЛУШАНИЕМ"

ПОЛУЧИТЬ КУРС

 

P.S. Подписаться на нашу

БЕСПЛАТНУЮ РАССЫЛКУ ИНТЕРЕСНЫХ И ПОЛЕЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПСИХОЛОГИИ

супружеских, партнерских, детско-родительских взаимоотношений, можно ЗДЕСЬ:

 

ПОДПИСАТЬСЯ на рассылку

 
 

Нравится



Хочу Всё Знать. Полезные Советы