Использование песочной терапии в психологической работе с детьми

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ в индивидуальной психологической работе с детьми

(ФЕДОРОВА Е.В., психолог, песочный терапевт)

Метод юнгианской песочной терапии все больше привлекает психологов своей наглядностью, кажущейся простотой и высокой эффективностью. Обычно психологи, работающие с песком, начинают первые шаги в этой области с собирания коллекции. Меня постигла та же участь.

Проработав много лет детским психологом, я столкнулась с тем, что у меня появилось много клиентов 7-8 лет с серьезными проблемами в эмоциональной сфере – страхами, тревогами, агрессией. Мы прорисовывали, отыгрывали страхи, искали способы разрядки агрессии, сочиняли сказки и т.д. Но часто встречались дети, которые говорили, что не умеют или не любят рисовать, не умеют сочинять, да и просто рассказать о себе, а особенно о своих проблемах, для них очень сложно.

Для меня начались поиски новых способов работы с дошкольниками и младшими школьниками. Появились миниатюрные фигурки, песочница. Я увидела, с какой радостью дети начинают работать с песком, как меняется их настроение, но что происходит, оставалось непонятным. Начались поиски учителей.

Мне повезло, в Санкт-Петербурге существует ассоциация юнгианских песочных терапевтов. Обучение в ассоциации позволило познакомиться с хорошо разработанной теоретической базой песочной терапии, основанной на убеждении Юнга, что психике человека присуще стремление к целостности и самоисцелению, для этого необходимо освободить его творческий потенциал. Это возможно через игру, фантазирование.

Игра в песке с миниатюрными фигурками позволяет с помощью символов соединять сознательное и бессознательное, ребенок или взрослый может выражать и исследовать свой мир, превращая свои переживания, часто тревожащие или непонятные, в зримые и осязаемые образы. Эти образы или события, вынося во внешний мир, можно менять или отыгрывать.

Клиент из жертвы становится создателем. Особенно это важно при работе с детьми, перенесшими тяжелые психологические травмы.

В прошлом году я работала с девочкой 8 лет, пережившей изнасилование. Трагедия девочки усугублялась тем, что папа во всем случившемся обвинял Варю, т.к. она пошла к незнакомому дяде домой. Опыт был настолько травматичен, что Варвара не хотела говорить об этом, делая вид, что все забыла.

Родители привели девочку на прием к психологу, обеспокоенные, тем, что Варя стала плохо спать, вскрикивала по ночам, перестала одна выходить на улицу, снизилась успеваемость в школе.

Девочке была предложена работа с песком. Мы не обсуждали то, что Варе пришлось пережить, но по построениям в песочнице я видела, что девочка отрабатывает именно это страшное событие, свои страхи, агрессию на отца, который вместо защитника превратился в обвинителя. И только через много сессий и множество построений картин в песочнице, мы начали говорить о том, что произошло.

Варвара смогла переработать тот страшный опыт и вновь стала прежним жизнерадостным ребенком, и когда на последней сессии я спросила ее, что если бы к ней пришла девочка, которая пережила такой же негативный опыт и попросила бы ее совета, как ей быть, Варя ни минуты не раздумывая сказала: «Иди к психологу и играй в песочнице, тебе это поможет».

Еще одна детская трагедия. У 9-ти летнего мальчика Саши из окна выбросилась мама. Отец и бабушка решили, что лучшая помощь ребенку – отправить его к друзьям на время похорон и делать вид, что ничего не происходит.

Это горе случилось летом и Саша, не возвращаясь домой, уехал в лагерь, где опять один на один остался со своей болью. Когда лето закончилось, Саша вернулся, бабушка и папа были сами так раздавлены своим горем, что не замечали, что с ребенком что-то происходит.

Учителя обратили внимание на то, что мальчик как «окаменел», на уроках ничего не слышит. Папа привел его на прием и Саша ничего не говорил о маме, сказал, что его беспокоят лишь плохие оценки. Мальчик с воодушевлением начал работать в песочнице, отстраивая рухнувший мир.

В первых картинах ребенка было очень много темы одиночества, закрытости. Постепенно в непрерывных заборах, установленных в песочнице, стали появляться открытые ворота. Через несколько работ в песке, Саша впервые коснулся темы мамы и сказал, что очень переживает ее смерть.

Это открыло новые возможности для работы с потерей. Саша начал вербализовать свои чувства, плакать. В песочнице появилась тема агрессии, которая всегда сопровождает потерю. За время работы Саша, сумел пройти все стадии горевания, насколько это возможно, пережил потерю и начал выстраивать новый мир без мамы, но мир, где есть место памяти о ней.

Последняя история. Рому в 9 месяцев мать – наркоманка оставила дома одного и пропала на несколько дней. Голодного мальчика нашли соседи и Романа поместили в детский дом. В 4,5 года его усыновила семья немолодых людей, мечтавших о ребенке. Они окружили мальчика заботой и вниманием и решили не говорить сыну о том, что он приемный.

Мама говорит, что ребенок ничего не помнит о детском доме и верит, что он родной. На консультацию пришли по поводу повышенной агрессивности мальчика, нарушений поведения в школе: Рома пошел в первый класс, но учиться в школе не может, на уроках бегает по классу, бьет детей, может обозвать учительницу.

Рому перевели временно на надомное обучение, и он стал заниматься песочной терапией. В первых же картинах, построенных мальчиком, было много разрушений, агрессии, а в зоне прошлого – закопанные фигуры, страшилища. Картины агрессии строились вновь и вновь, придумывались все новые истории. Закопанные фигуры постепенно оказались на поверхности, ребенок уже готов работать с тяжелыми воспоминаниями.

Через несколько сессий мама пришла на консультацию в растерянности, Рома начал рассказывать про свою жизнь в детском доме. Это первый шаг в преодолении детской травмы.

Я надеюсь, что воспоминания, которые очень тревожили Романа, и которыми ребенок не мог поделиться, теперь будут менее травматичными, а отношения между ребенком и приемными родителями более открытыми.

Это лишь единичные примеры того, как песочная терапия помогает справиться с травматичным опытом ребенка. Этот метод работы становится незаменимым с закрытыми, неразговорчивыми детьми.

Детство время эмоционально очень заряженное и даже ребенок, который растет в благополучных условиях и не испытывал психологических травм, может иметь множественные страхи, не знать как справиться со злостью.

Песочная терапия позволяет создать условия для безопасного выражения чувств, что является целительным. Работа с песком помогает справляться с детскими трудностями, оставаясь при этом очень увлекательным занятием для ребенка