Приемы психологически корректной самозащиты

ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОРРЕКТНОЙ САМОЗАЩИТЫ

(Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб., Речь, 2000, с.222-227)

Иногда в процессе общения на нас нападают с несправедливой критикой, откровенной грубостью, обвинениями в наш адрес или вынуждают отвечать на вопросы-вызовы. В этой ситуации необходимо научиться грамотно себя вести. Нужно не только уметь быть искренним, необходимо еще и не дать чувст­вам себя ошеломить. Для этого необходимы навыки психологиче­ски корректной самозащиты.

Техники корректной психологической самозащиты

Название техники Формула нападения и самозащиты
  1. Техника бесконечного уточнения
А: Вечно ты криво завязываешь галстук! Когда, наконец, научишься?

В: Вы считаете, что этот узел кривой? Что бы вы посоветовали?

  1. Техника внешнего согласия
А: Ты в джинсах выглядишь ужасно!

В: Возможно, ты и права.

  1. Техника испорченной пластинки
В: Я не хочу идти сегодня в кино, потому что мне нужно заняться своими делами. (Эта фраза повторяется на все высказывания А.)

 

  1. Техника бесконечного уточнения была описана Н. Б. Цзеном и Ю. В. Пахомовым в 1985 году как одно из упражнений для раз­вития способности к слушанию другого: «Если партнер по обще­нию эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет, вы долж­ны как можно подробнее и точнее выяснить все, что с ним проис­ходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания (см. пример в таблице). Ваш партнер может усиливать давление, вызывая вас к сопротивлению. Но вы должны стойко удерживаться на пози­циях человека, желающего выяснить мнение другого» (Цзен Н., Нахимов Ю.. 1985, с. 141).

 

Применение этой техники помогает последовательно удержи­ваться в когнитивном «слое» исследования проблемы. Умение по­ставить вопрос, требующий содержательного и развернутого отве­та, активизирует и собственные интеллектуальные усилия, и мыс­лительную деятельность партнера по общению. Для того, чтобы поставить вопрос и для того, чтобы ответить на вопрос по сущест­ву, нужно подумать, а это значит, что часть энергетического заряда переводится из эмоционального потока в рациональный. Кроме то­го, мы выигрываем время, которое партнер тратит на обдумывание ответа. Таким образом, найдя в себе силы для первого уточняюще­го вопроса, мы затем получаем время и энергию для того, чтобы не дать чувствам нас ошеломить. Умение извлечь из ситуации важ­ный уточняющий вопрос должно быть настолько отточенным и отработанным, чтобы в критической эмоционально напряженной ситуации оно вас не подвело.

 

Другой вариант техники бесконечного уточнения — подробное объяснение партнеру своей собственной позиции. Условно можно назвать его «самоуточнение».

 

В одной из групп мы по просьбе заинтересованной участницы прорабатывали варианты ответа в ситуации «неприличная одежда».

 

Пример применения техники бесконечного уточнения

 

Участники группы письменно формулировали возможный ответ консультанта на высказывание девочки, пришедшей к ней на прием:

 

— Тетя, а почему вы в красном платье? Мне мама сказала, что такой цвет носят только неприличные женщины.

 

Ответы и технике бесконечного уточнения:

 

а) Это потому, что красный цвет вообще плохой?

б) А красные машины тоже неприличные?

в) А что значит — неприличная тетя?

г) Наверное, красный цвет очень яркий и твоя мама устает от него?

 

Ответы в технике самоуточнения:

а) Мне всегда казалось, что красный цвет – цвет праздника, счастья…Когда-то на Руси была традиция выходить замуж в красном платье.

б) Я люблю красный цвет, потому что люблю смотреть на костер, на огонь…

в) Мои любимый цвет — красный, но его любят не все. Красный цвет идет не всем, а только женщинам с темными волосами, а другим он может не нравиться.

 

Еще один вариант техники уточнения — уже не бесконечное, а, наоборот, очень краткое, юмористическое уточнение. Например: «Неприличные тети ходят в грязных платьях» или: «Скорее всего, плохая тетя была бы совсем без платья».

 

  1. Техника внешнего согласия,или «напускания тумана», осо­бенно эффективна против несправедливой критики или откро­венной грубости, как в приведенном в таблице примере. После «наведения тумана» критик замолкает, сраженный. Эта техника была описана в работах, посвященных тренингу уверенности, глав­ным образом для женщин (Cotter S., Guerra J., 1976; Smith M., 1979).

 

Уверенный человек внешне соглашается, но при этом может и не изменить своей позиции (Fry L, 1983). П. Батлер описывает также способ, названный ею «подтверждение на метауровне». Уверенная женщина, поняв, что решение вряд ли вероятно, предлагает рассматривать отношения в целом, а не отдельную проблему. На­пример: «Мы не достигнем согласия в отношении картин, но мне кажется, что это просто пример более общей нашей проблемы» (Butler P.. 1976).

 

Техника внешнего согласия с партнером может использоваться в самых разнообразных вариантах. Во многих из них согласие уже отнюдь не является чем-то совсем «внешним», не настоящим. На­против, это готовность к согласию и согласованному совместному движению в решении какой-либо проблемы.

 

Партнер оценит то, что мы, по крайней мере, готовы принять к рассмотрению его точку зрения. Мы же, соглашаясь вначале только «внешне», на словах, даем себе шанс постепенно найти точки настоящего, «внутреннего», согласия. Вот возможные варианты от­ветов:

 

— Какая неожиданная мысль! Надо будет ее обдумать…

— Я подумаю над тем, как мне учесть это в своей работе.

— Знаешь, я вынуждена с тобой согласиться, хотя мне и трудно это сделать сразу.

— Я сама об этом часто думаю, но пока не пришла к определенным выводам.

— Я подумаю, имеет ли это отношение ко мне.

 

  1. Техника испорченной пластинкиописана в статье «Женщины в обществе» Лин Фрай (Fry L, 1983, р. 264). Допустим, женщина решает для себя что-либо определенно, например: «Я не хочу сего­дня идти в кино, потому что мне нужно заняться своими делами». Затем она просто заявляет об этом и продолжает повторять свою фразу, пока сообщение не дойдет до адресата. Нужно опасаться отвлечений на побочные темы, например: «Я учитываю то, что тебе сегодня удобно пойти в кино, но мне действительно нужно сделать свои дела».

 

На первый взгляд эта техника может оказаться менее эффек­тивной, чем две предыдущие. Многие дети привыкли к тому, что им повторяют одно и то же. Тот, кто неумолимо настаивает на им самим установленных границах, неизбежно ограничивает свободу другого человека и, следовательно, не вполне демократичен.

 

Вместе с тем, она помогает эффективно защитить себя во взаимодействии со взрослыми партнерами.

 

Пример применения техники испорченной пластинки

 

Посетительница. Я когда-нибудь смогу найти секретаря уче­ного совета? Я на факультете с девяти часов, никого нет, никто ничего не знает!!!

Сотрудник. Какова тема диссертации? Только по теме я смогу определить, какой ученый совет вам нужен.

Посетительница. Я приехала из Ижевска. Вы знаете, сколько оттуда добираться? Я отзыв привезла! И никому, никому нет никако­го дела!

Сотрудник. Если вы назовете тему диссертации, я смогу опре­делить, какой ученый совет вам нужен, и помогу найти секретаря.

Посетительница.И нигде никого нет! Как вы можете двигать науку, если никого нет?!

Сотрудник. Если вы назовете тему диссертации, я смогу опре­делить, какой ученый совет вам нужен, и помогу найти секретаря.

Посетительница. Тема… А, ну да… Вот тема…