Часто задаваемые вопросы

ВОПРОС: Что такое психологический тренинг?

ОТВЕТ: Как правило, человек, впервые решающий для себя вопрос, стать ли ему участником тренинга, просит объяснить, что его ждет в процессе групповой работы, и чаще всего слышит ответы типа:

— В общем можно сказать, что мы будем играть и общаться, но на самом деле это нечто большее…

— У тебя будет возможность увидеть себя и других в новом свете…

— Тренинг – это микрожизнь, идущая по своим законам…

— Слова, которые я могу тебе сказать, мало что объяснят, это нужно прожить, чтобы понять…

— Тренинг может перевернуть всю твою жизнь…

Такая расплывчатость ответов отражает саму суть тренинга, имеющего два самостоятельных пласта. С одной стороны, это набор техник, методик, игр, упражнений и правил общения, соблюдение которых позволяет почувствовать себя комфортно и уверено. Это позволяет расслабиться, выйти из заезженной колеи, расширить свою картину мира. С другой стороны, это еще и создание особой атмосферы, в которой возможны озарения, приобретение способности изменить свою жизнь и наполнить ее новым смыслом.

В психотерапевтической энциклопедии сказано, что «Тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, обучения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений».

Особенностями работы в тренинговой группе является:

— Постоянный состав группы на данной программе тренинга.

— Присутствие одного или двух тренеров.

— Тренинг проводится в изолированном помещении, приспособленном для того, чтобы участники могли свободно сидеть в общем кругу, работать в малых группах и выполнять двигательные упражнения.

— Время проведения тренинга должно быть четко обозначено.

— Используются активные формы работы.

— Атмосфера психологической безопасности, которая позволяет каждому участнику легко и открыто делиться своими мыслями, чувствами, проблемами, а также экспериментировать со своим поведением.

— Соблюдение правила конфиденциальности.

Групповая работа дает возможность более глубоко рассмотреть причины своих трудностей, увидеть ресурсы, получить обратную связь от участников и многое другое.

ВОПРОС: Что мне делать, если мои дети часто ссорятся?

ОТВЕТ: Для начала нужно постараться сохранять спокойствие.Хуже всего, если родитель к подняв­шемуся крику детей добавляет свой повышенный голос: «Сейчас же перестаньте!», «Вот я вас сейчас обо­их…» Пожалуй, еще хуже, если он берет сторону одного из детей; как правило, им оказывается младший. Это может привести к избалованности младшего, и стойкой обиде и ревности старшего. В дальнейшем это будет постоянно приводить к конфликтам между детьми.

В большинстве случаев неплохо оставлять раз­бираться самих детей. Можно послать «Я-сообщение» примерно такого рода: «Мне не нравит­ся, когда в доме поднимается такой крик», «Мне нравится, когда дети разбираются со своими де­лами сами».

Но бывают случаи, когда родитель втягивает­ся в разрешение детского конфликта в качестве посредника. Тогда конструктивный способ оказы­вается очень полезным.

Начать нужно, конечно, с выслушивания каж­дой из сторон.

Очень важно при этом соблюдать следующий принцип: если вы в данный момент слушаете од­ного ребенка, и он начинает чувствовать, что вы вникаете в его проблему, дайте каким-нибудь образом знать другому, что и он будет столь же внимательно выслушан. Будьте уверены, другой ребенок очень ревниво следит за тоном вашего разговора, а отсутствие выговора, миролюбивые нотки в вашем голосе могут привести его к зак­лючению, что ваши симпатии — на стороне «противника». Поэтому, пытаясь выслушать переживания одного, хорошо взглядом, прикос­новениями, кивком головы посылать другому сигналы: «Да, я помню и о тебе тоже, и скоро буду готов внимательно выслушать тебя».

ВОПРОС: Как избежать детской ревности?

ОТВЕТ: Ревность — это неуверенность в родительской любви и поддержке окружающих. Ревность к младшим братьям и сестрам — частое явление, особенно сильной она бывает у детей до пяти лет, так как они зависимы от родителей, а их интересы во многом ограничены рамками семьи. Большинство детей до четырех лет еще не умеют учитывать интересы других. Но после шести лет ребенок отдаляется от родителей, стремится завоевать расположение сверстников и постепенно начинает считаться с чужим «я».

Нам кажется, ревность между детьми почти неизбежна. Если она не принимает серьезного оборота, то даже помогает им стать более терпимыми и независимыми во взрослой жизни. Важно, что чем ровнее и спокойнее отношения между родителями в семье, тем меньше ревности испытывают дети. Не забывайте, что ребенок раннего и дошкольного возраста чувствует безопасность только тогда, когда уверен в любви родителей, которые принимают его таким, какой он есть, и не сравнивают с братом или сестрой. Пожалуй, самое главное — сохранить у ребенка уверенность в родительской любви: если малыш любим, его не станет волновать внимание, оказываемое мамой и папой другим детям.

ВОПРОС: Мы с мужем недавно развелись. Ребенок остался со мной. Как помочь ребенку пережить развод?

ОТВЕТ: Развод связан с невероятным стрессом для всех, кого он, так или иначе, затрагивает. Все без исключения члены семьи, в том числе и человек, проявивший инициативу и ушедший из семьи, испытывают сильные и разнообразные чувства: гнев, вину, обиду, страх, печаль, тоску, отчаяние… При этом сильнее всего, как правило, оказываются травмированы дети.

Дети нуждаются в близости с родными людьми и стабильности. Постарайтесь сохранить режим, который был до развода. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок был окружен любимыми игрушками, проводите с ним больше времени, чем обычно, чаще берите его на руки, сажайте к себе на колени, обеспечиваете тем самым физический контакт. Примите помощь друзей и родственников, чтобы иметь возможность хотя бы иногда отдыхать, сохраняя силы для общения с ребенком.

По возможности, родители должны сотрудничать друг с другом. Самое главное, что нужно помнить взрослым: бывают бывшие супруги, но бывших родителей не бывает. Если ребенок уже достаточно большой, можно пытаться обсудить с ним его чувства. Если ребенку трудно говорить о своих чувствах прямо, можно читать и обсуждать с ним книги, герои которых переживают аналогичные ситуации. Ребенку также необходимо точно знать, что он не перестанет видеться с тем родителем, который уходит.

Необходимо восстановить пошатнувшиеся в результате развода чувство безопасности и самооценку. Для этого каждый из родителей должен качественно и интересно проводить с ребенком свободное время, обсуждать с ним его чувства, убеждать его и словами и действием, что ни один из родителей его не бросил, и любит его по-прежнему.

Очень важно, чтобы ребенок понял, что он не виноват в сложившейся ситуации. В то же время, родители не должны обвинять друг друга в том, что произошло, и должны доносить до ребенка мысль о том, что развод был их общим решением. Очень полезно разработать четкий график посещений и придерживаться его, так как больше всего пользы в стрессовый период дает ощущение стабильности, когда ребенок знает, когда и чего ему ожидать.

В этот сложный период ребенку необходимо как можно больше общаться с друзьями, родственниками и сверстниками. Участвовать в спортивных мероприятиях, посещать секции, кружки, так как активная социальная жизнь позволяет отвлечься от неприятных мыслей, повышает самооценку и не дает замыкаться в себе.

Говорите с ребенком о своих и его чувствах и переживаниях. Советуйтесь с ним по разным семейным вопросам.

Пройдет время, и он сам оценит все происходящее. Дайте ему эту возможность, не навязывая свое видение происходящего.

Развод родителей всегда ставит ребенка под удар, так как показывает его беззащитность, особенно, если взрослые начинают использовать его в своей вражде как оружие. Но иногда развод является единственно возможным выходом из сложной жизненной ситуации.

Время постепенно залечит душевные раны.

P.S. Подписаться на нашу

БЕСПЛАТНУЮ РАССЫЛКУ ИНТЕРЕСНЫХ И ПОЛЕЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПСИХОЛОГИИ

супружеских, партнерских, детско-родительских взаимоотношений,

можно в разделе «ХАЛЯВА ИЛИ БЕСПЛАТНОСТИ»